BCG спрогнозировала сокращение производства авто из-за дефицита чипов

По прогнозу BCG, падение составит от 7 млн до 9 млн единиц. Дефицит полупроводников вызван целым рядом факторов — от высокого спроса со стороны производителей электроники до закрытия заводов из-за распространения индийского штамма

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Дефицит полупроводников может привести к сокращению глобального производства автомобилей в 2021 году на 7-9 млн единиц, говорится в исследовании консалтинговой компании Boston Consulting Group (есть у РБК).

В первом квартале этого года потери автопроизводителей составили около 1,4 млн единиц, во втором — 2,6 млн единиц. В третьем и четвертом кварталах, по прогнозу BCG, падение составит от 3 млн до 5 млн единиц.

Как отметили авторы исследования, проблема возникла еще до пандемии коронавируса. Впоследствии она осложнилась из-за нескольких факторов. Среди них — спрос со стороны производителей других товаров, в особенности бытовой электроники; влияние неблагоприятных погодных условий на цепочки поставок, например ледяной шторм в Техасе, и другие форсмажорные события, такие как пожар на фабрике чипов компании Renesas в Японии.

Наибольшие потери производства в первом полугодии понесли Ford — падение более 700 тыс. единиц, Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge и другие) — почти 600 тыс. единиц, а также Renault-Nissan-Mitsubishi — более 415 тыс. единиц, говорится в исследовании.

По словам председателя BCG в России и СНГ, руководителя направления автомобилестроения Владислава Бутенко, поставки микросхем постепенно возобновляются, но пандемия продолжает вносить свои коррективы. В частности, в третьем квартале восстановление производства затормозило распространение индийского штамма коронавируса, отметил он. В связи с этим в BCG ожидают, что стабилизация наступит не раньше второго полугодия 2022 года.

Бутенко предупреждает, что сложившая ситуация может негативно повлиять на планы развития электротранспорта, который больше зависит от электронных компонентов, чем обычные автомобили. Кроме того, о корректировке объема производства из-за вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии начинают задумываться и производители других компонентов, отметил он. «Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок», — считает Бутенко.

По данным исследования, автомобильная промышленность постепенно наращивает бронирование мощностей по производству микросхем. Однако в четвертом квартале будет наблюдаться высокий спрос со стороны других отраслей, в которых будут ожидать роста продаж бытовой электроники в связи с началом учебного года и новогодними праздниками. Это вновь увеличит дефицит чипов, отметили авторы исследования. И поскольку стандартный производственный цикл составляет 10–12 недель, а мощности по монтажу плат заняты на 6–12 месяцев вперед, существенные изменения наступят не скоро, заключили они.

В частности, с проблемами поставок электронных компонентов столкнулся российский концерн АвтоВАЗ. С 23 августа он на неделю приостановил работу на всех трех линиях по производству автомобилей завода в Тольятти. Также о подобной проблеме компания сообщала в июне и июле. Так, 1 июня АвтоВАЗ приостановил производство Lada Granta, а 14 июля заявил о приостановке на день выпуска моделей Lada Largus и Xray, а также Renault Sandero и Logan.