«Яндекс.Драйв» уступил лидерство «Делимобилю» по числу поездок в Москве

На московском рынке каршеринга сменился лидер. Эксперты видят этому несколько причин, в том числе расширение автопарка «Делимобиля» на фоне общей нехватки каршеринговых машин и разницу в тарифах

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

На московском рынке каршеринга сменился лидер: «Яндекс.Драйв» за год потерял 9 п.п. и уступил первое место «Делимобилю», сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на отчет Bank of America.

Аналитики опирались на статистику столичного департамента транспорта по использованию сервисов каршеринга с июня 2020 по июнь 2021 года. Из данных ведомства следует, что в прошлом июне доля «Яндекс.Драйва» по числу поездок составляла 48,7%, в ноябре — 41,5%, а в этом июне — 39,9%. В свою очередь, у «Делимобиля» она выросла с 37,1 до 40,5%, у BelkaCar — с 10,6 до 15,9%. Доля других операторов с учетом «Ситидрайва» (бывший YouDrive) осталась на уровне 3,7%.

В «Яндексе» отказались от комментариев изданию. По словам основателя и бывшего гендиректора YouDrive Бориса Голикова, смена лидера произошла, поскольку «Делимобиль» в отличие от «Яндекс.Драйва» продолжает наращивать число автомобилей в Москве. При этом последний предлагает часть парка в долгосрочную аренду, в то время как у «Делимобиля» для этих целей есть отдельная компания и бренд Anytime, добавил он.

На смену лидера могли повлиять несколько причин, отметил в беседе с «Коммерсантом» издатель портала «Трушеринг» Юрий Николаев. Он напомнил, что «Яндекс.Драйв» запустился более трех лет назад, в феврале 2018-го. При этом власти требуют, чтобы автомобиль был не старше трех лет для оформления льготы на парковочные места, по которой одно место обходится в 30 тыс. руб. вместо 300 тыс. руб. в год, продолжил Николаев. «Соответственно, спустя три года машины «Яндекс.Драйва», с которыми сервис стартовал, фактически выпали из парка», — отметил он. Кроме того, пользователи чата «Трушеринга» отмечают «субъективно более высокие тарифы» «Яндекс.Драйва», поэтому часть клиентов могли перейти к конкурентам, добавил Николаев.

Москва — крупнейший по выручке регион на рынке каршеринга. По данным мартовского исследования дептранса, в сутки на «Яндекс.Драйве» совершали 55,6 тыс. поездок, на «Делимобиле» — 38,5 тыс. «Яндекс.Драйв» также лидировал по частоте поездок пользователей на одной машине в день с показателем 6,1. По состоянию на март у сервиса было 10,8 тыс. разрешений, у «Делимобиля» — 8,7 тыс., у BelkaCar — 4,2 тыс., у «Ситидрайва» — 1,4 тыс. Фактически цифры означают текущий размер автопарка сервисов, отмечает издание.

Весь рынок каршеринга в России, по оценкам «ТИАР-Центра» и РАЭК, в прошлом году составил 22,4 млрд руб., показав рост на 9%. При этом в поездках, совокупное число которых составило 70 млн, он потерял около 10%,.

Рынок каршеринга по-прежнему находится в активной стадии роста, отметил в беседе с изданием гендиректор «Ситидрайва» Алексей Сергеев. В компании полагают, что доли основных игроков будут заметно перераспределяться еще несколько лет. Присутствие в столице планирует увеличить и «Ситидрайв», отметил Сергеев.

По словам экспертов, общей проблемой для рынка остается нехватка машин: их очень сложно взять в лизинг. «Дефицит глобальный, он вызван нехваткой электронных компонентов для машин. Для дилеров же выгоднее продавать автомобили частным лицам в кредит, чем лизинговым компаниям», — рассказал «Коммерсанту» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Однако, по его мнению, автомобилей в каршеринге все же достаточно и компании могут «немного потерпеть без бурного развития». На этом фоне пополнение автопарка «Делимобиля» можно объяснить заключенными ранее договоренностями с рядом дилеров о поэтапной передаче нескольких сотен автомобилей им в лизинг, уточнил собеседник издания на рынке каршеринга.