Отельеры и рестораторы оценили «эффект Евро» для Петербурга

Во время проведения матчей чемпионата Европы по футболу в Петербурге центральные гостиницы города были заполнены, как и рестораны во время игр российской сборной. Но существенным фактором роста доходов для города Евро не стал

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

В воскресенье 11 июля состоится финал чемпионата Европы по футболу. Семь матчей Евро, с 12 июня по 2 июля, в этом году прошло в Санкт-Петербурге, их посетили почти 133 тыс человек. На «Газпром Арене» могли присутствовать не более 34 тыс болельщиков, это половина от общей вместимости стадиона, но максимального значения так ни разу достигнуто не было. Больше всего зрителей — 26 тыс человек, посетили матч Россия-Бельгия, который был стартовым для Евро-2020 в Петербурге.

До начала чемпионата вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил, что на Евро ожидается 32 тыс иностранных болельщиков. В итоге паспорт болельщика, или Fan ID, по котором можно было въехать в Россию без визы заказали около 43 тыс. иностранцев (но возможно не все Fan ID в итоге были получены, кроме того один человек мог заказывать паспорт несколько раз при его потере). Популярнее всего матчи к Петербурге были у соседней Финляндии, жители которой заказали 10,5 тысячи паспортов, еще 4,2 тыс заказали граждане Польши, по 1,5 тыс — жители Эстонии и Швеции, 1,3 тыс — бельгийцы и примерно по 900 паспортов — болельщики из Белоруссии, Германии, Словакии и США.

Чемпионат позволил отельерам поддержать цены

Проведение Евро оказало влияние на гостиничный рынок Петербурга наряду с сезоном белых ночей, проведением ПМЭФ и праздником выпускников «Алые паруса», считает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова.

Но несмотря на концентрацию событий в июне, по предварительным оценкам JLL загрузка отелей города в среднем в первый месяц лета будет на 30-40% ниже допандемийных показателей. Если в июне 2019-го загрузка отелей Петербурга по данным JLL составляла 77-90% в зависимости от сегмента, то есть в июне 2021-го — 46-63%. В прошлом июне заполняемость отелей в Петербурге составляла около 10%, напоминает Уханова. Партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова ожидает загрузки гостиниц Петербурга по итогам июня на уровне 70-75%.

«В целом в начале групповых матчей в городе наблюдался более высокий спрос на гостиничное размещение. Особенно 12 и 16 июня, когда прошли матчи российской сборной с Бельгией и Финляндией соответственно. Но начиная с 26 июня, то есть после проведения «Алых парусов», стало заметно замедление темпов бронирования», — говорит Уханова.

Замдиректора департамента консалтинга Colliers Евгения Тучкова называет основными драйверам спроса на отели сезон белых ночей и проведение ПМЭФ. «Во время Евро-2020 загрузка отелей, безусловно, увеличилась, но незначительно. Гораздо больший «эффект Евро» мы увидели в ценовой политике отелей, особенно в сегменте 3-4*, которые подняли цены на 10-20% в преддверии чемпионата, а в дни проведения матчей рост цен порой достигал 30%», — говорит Тучкова. По ее словам, в основном спортивные болельщики останавливаются как раз в сегменте 3-4*, в результате все качественные гостиницы этих категорий в центре Петербурга были практически полностью заполнены во время матчей.

На цены сейчас, в первую очередь, влияет высокий сезон, а непосредственно чемпионат повлиял минимально, не согласен Владислав Юрковский, инвестиционный директор компании Ales Capital (выступает консультантом гостиниц в комплексе «Никольские ряды» и отеля Four Seasons Lion Palace в Петербурге). Влияние именно чемпионата на заполняемость также было незначительным, за исключением матчей сборной России, добавляет Юрковский. «Во время матчей сборной России, заполняемость была близка к 100%, в остальные даты была на уровне 75%. Ожидалось, что и на другие значимые игры, например четвертьфинал (прошел в Петербурге 2 июля — РБК), заполняемость будет близка к 100%, но по факту было порядка 70-80% непосредственно в дни матчей», — говорит Юрковский.

Бронирования от иностранцев Юрковский называет единичными. Гендиректор «Гранд Отеля Европа» Юлия Пашковская также говорит, что в отель во время проведения чемпионата в первую очередь приехали российские болельщики, хотя были и туристы из Финляндии, Швеции, Бельгии и Словакии. В результате в июне в отеле зафиксировали рекордное количество иностранцев за последние полтора года, хотя по сравнению с допандемийными годами постояльцев из-за границы не много, отмечает Пашковская.

За счет российских путешественников загрузка отеля в даты игр российской сборной, а также в длинные праздничные выходные повышалась на 20-30%, доходя и до максимума в 98%, говорит Пашковская. По словам вице-президента Radisson Hotel Group по России и Польше Мачека Мязека ожидания по заполняемости иностранными гостями не оправдались, но были компенсированы российскими туристами. Это позволило поддерживать «цены актуальные для этого периода», говорит Мязек. По оценке Cushman & Wakefield цены на размещение в июне в Петербурге в среднем составили 13-15 тыс. рублей.