СМИ сообщили о росте биржевых цен на дизель до исторического максимума

Цены на дизтопливо на бирже выросли до рекордных показателей в России. Эксперты связывают это с ростом котировок в Северо-Западной Европе и не исключают корректировки демпфера по дизтопливу. В Минэнерго ситуацию считают стабильной

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Стоимость дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) достигла максимума за всю историю торгов: с начала мая она выросла на 5%, до 52,6 тыс. руб. за тонну, пишет «Коммерсантъ».

Это связано с ростом котировок в Северо-Западной Европе до максимума с начала прошлого года и с недостаточным предложением топлива из-за проведения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах в Астрахани, Ачинске, Антипино и Самаре, заявил редактор издания «Argus Моторное топливо России» Дмитрий Гончаренко.

Вопрос о росте цен на дизтопливо будет поднят на биржевом комитете Федеральной антимонопольной службы (ФАС) 16 июня, заявил вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов. По его словам, топлива не хватает из-за увеличения его потребления, а экспорт нефтяных компаний находится на высоком уровне. Фаттахов считает, что для стабилизации цен надо увеличить норматив биржевых продаж примерно в 1,5 раза либо вернуться к вопросу корректировки демпфера. Эту тему могут поднять в конце июня — начале июля, предположил глава «Петромаркета» Иван Хомутов.

Рост цен на дизтопливо приведет к подорожанию товаров, допускают опрошенные «Коммерсантом» участники рынка ретейла. По словам директора по логистике Decathlon в России Александра Шульца, несколько подрядчиков их компании уже повысили тарифы на перевозки. О росте стоимости перевозок также заявили в Wildberries.

Правительство в этом году обсуждало изменение демпфера по дизельному топливу, но в итоге механизм скорректировали только по бензину. «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщает, что вице-премьер Александр Новак готов повысить нормативы обязательных биржевых продаж по дизтопливу и бензину на 1 п.п., до 8,5 и 12% от производства. В Минфине отметили, что законопроект о корректировке демпфирующего механизма, который сейчас рассматривает Госдума, уже предусматривает его изменение с 2022 года.

В Минэнерго заявили, что рынок дизельного топлива стабилен, но на него влияет изменение цен на нефть и экспортных цен на рынках Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также рост спроса на фоне отпускного периода и ограничений по авиасообщению. По данным ведомства, в июне отгрузки дизтоплива в среднем на 4% выше, чем в 2019 году, — 108,5 тыс. т в сутки, а производство вдвое выше потребления. Как отметили в министерстве, основной потребитель дизельного топлива в России — это коммерческий сектор, а не розница, где нехватка исключена.

В ФАС отметили повышенный спрос на внутреннем рынке, но указали, что резервы дизтоплива составляют максимум за последние годы. Ведомство заявило, что правительство прорабатывает дополнительные меры стабилизации цен на нефтепродукты.

В мае Российский топливный союз обратился к Новаку и попросил проработать варианты мер для снижения оптовых цен на бензин. В частности, объединение предлагало увеличить объем производства бензина и нормы продаж на бирже с 11 до 15%, а также временно ограничить экспорт топлива (до 1 октября). Минэнерго в ответ сообщило, что рассматривает мораторий на экспорт топлива как крайнюю меру, и заверило, что текущий уровень производства полностью удовлетворяет спрос на топливо. В ведомстве также заявили, что рост цен на бензин и дизельное топливо на биржах в прошлом месяце был некритичным и его удалось сдержать за счет корректировки демпферного механизма.