«Вкусвилл» назвал долю онлайн-продаж в преддверии IPO

Сеть «Вкусвилл» растет быстрее других, более крупных продовольственных ретелейлеров, а доля онлайн-продаж по итогам 2020 года приблизилась к 7%. Но развитие этого направления пока снижает маржинальность бизнеса

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Продовольственный ретейлер «Вкусвилл» впервые с момента основания раскрыл свои результаты по МСФО. Такая аудиторованная отчетность за 2018-2020 годы является частью проспекта к выпуску ценных бумаг головной компании сети. Накануне компания сообщила о преобразовании из АО «Вкусвилл» в ПАО и о регистрации Банком России выпуска акций в 200 млн штук, размещаемых по открытой подписке.

В документе официально подтверждается намерения выйти на биржу, причем не только на Московской бирже, но и на NASDAQ. О желании провести там IPO в сентябре сообщала The Wall Street Journal.

Основной владелец головной компании «Вкусвилл», как следует из проспекта, в ходе IPO может продать до 20 млн акций ретейлера (10% от существующего капитала). Однако эти данные не являются параметрами предложения. Во «Вкусвилл» и инвесткомпании Baring Vostok, который является совладельцем ретейлера, отказались от комментариев.

Что сказано в отчетности

Выручка ретейлера по МСФО составила 114, 3 млрд руб., что практически соответствует показателю по РСБУ. При этом валовая прибыль по МСФО равняется 30 млрд руб. (по РСБУ — 40,7 млрд руб), операционная — почти 3,3 млрд руб. (такая же по РСБУ получается и прибыль от основной деятельности), чистая — 951,7 млн руб. (по РСБУ — 1,8 млрд руб.).

В последние три года «Вкусвилл» показывал одну из самых высоких динамик роста выручки. Она увеличилась в 2020 году на 38,2%. По итогам 2019 года продажи выросли на 51% с до 82,7 млрд руб.

У более крупных конкурентов ретейлера — X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») и «Магнита» выручка в 2020 году увеличилась соответственно на 14,1% (почти до 2 трлн руб.) и на 13,3% (до 1,5 трлн руб.).

Быстрее «Вкусвилла» в прошлом году росла только сеть жестких дискаунтеров «Светофор», чьи продажи, по оценке агентства «InfoLine-Аналитика», выросли на 38,8%.

«Вкусвилл» отличает от других ретейлеров отсутствие финансового долга, обращает внимание аналитик Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егор Макеев, добавляя, что «возможно, это философия компании». По подсчетам Макеева, коэффициент чистый долг/EBITDA у «Вкусвилл» в 2020 году составил 2,3, но тут учтены обязательства по аренде. У X5 Group это соотношение достигает 3,5, у «Магнита» — 2,7.

Валовая рентабельность «Вкусвилла» в прошлом году приблизилась к 30%, тогда как у X5 она была на уровне 25%, у «Магнита» — на уровне 23,5%. Макеев предполагает, что высокий показатель «Вкусвилла» объясняется тем, что большая часть ассортимента этой сети состоит из продукции под собственной торговой маркой, при этом уровень цен в целом выше, чем у конкурентов.

В прошлом году у «Вкусвилла» по сравнению с 2019 годом на 3,9 п.п. снизилась рентабельность по EBITDA — до 11,5%. Макеев предполагает, что основной причиной этого стало резкое развитие онлайн-направления. По итогам 2020 года доля онлайн-продаж в выручке компании составила 6,8%. У X5 этот показатель в 2020 году составлял 1%, у «Магнита», который, как и и «Вкусвилл», только начал в прошлом развивать это направление, — менее 1%.

Подавляющая доля выручки «Вкусвилл» — около 70% — приходится на Московский регион. Ретейлер впервые раскрыл и результаты работы за рубежом: в 2020 году сеть открыл первый магазин в Амстердаме, его выручка в прошлом году достигла 13,4 млрд руб., или почти 12% всех продаж.