Владельцы заправок в Приморье пожаловались в ФАС на завод «Роснефти»

Комсомольский НПЗ с июня остановил поставки нефтепродуктов на станцию Уссурийск, перенаправляя их на другие станции отгрузки, заявили в Приморском топливном союзе

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Владимир Чирсков, глава Приморского топливного союза (объединяет компании — владельцев независимых сетей из примерно 70 АЗС и трейдеров региона), обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на решение Комсомольского НПЗ, принадлежащего «Роснефти» (копия письма есть в распоряжении РБК). Причина — со 2 июня «без объяснения причин и уведомления грузополучателей» НПЗ прекратил отгрузку моторного топлива, купленного на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на железнодорожную станцию Уссурийск. Как пояснил РБК сам Чирсков, теперь компаниям приходится закупать бензин почти в 100 км от Уссурийска — во Владивостоке или Артеме.

«ФАС получила указанное обращение и ответит заявителю в установленный законом срок, 30 дней», — сообщили РБК в пресс-службе ведомства. РБК направил запрос в пресс-службу «Роснефти».

Почему компании не устроила смена пункта отгрузки

На Дальнем Востоке всего два крупных нефтеперерабатывающих завода — Комсомольский (мощностью 8 млн т нефти в год) и Хабаровский (5 млн т), принадлежащий «Нефтегазхолдингу» экс-главы «Роснефти» Эдуарда Худайнатова. Но только Комсомольский НПЗ обязан поставлять нефтепродукты на биржу: не менее 11% от производства бензина и 7,5% — дизельного топлива.

Прекращая отгрузки на станцию Уссурийск, госкомпания не учла, что приморские независимые трейдеры ограничены в выборе поставщиков топлива и на СПбМТСБ могут приобретать его только у единственного оптового продавца — НПЗ «Роснефти», объясняет Чирсков. «Установленные «Роснефтью» ограничения напрямую ущемляют интересы независимых операторов, влекут значительные финансовые потери, связанные с неисполнением поставок, с нарушением обеспечения топливом независимых АЗС, что не может не отразиться на конечном потребителе», — говорится в его письме главе ФАС. Представитель СПбМТСБ отказался обсуждать решение Комсомольского НПЗ об изменении точки отгрузки топлива.

Из-за смены станции отгрузки трейдеры вынуждены осуществлять двойную перевалку топлива — сначала на нефтебазу во Владивостоке или Артеме, а потом на свои нефтебазы в Уссурийске. В итоге, по словам Чирскова, совокупные транспортные расходы компаний, входящих в союз, выросли на 2,5 тыс. руб. на тонну, или 12 млн руб. в месяц дополнительных убытков.

Для решения проблемы нехватки поставщиков топлива на Дальнем Востоке в правительстве несколько лет обсуждается предоставление субсидий РЖД для доставки нефтепродуктов из других регионов. В феврале 2021 года Минэнерго обратилось в Минфин с предложением о предоставлении такой субсидии. Но пока вопрос не решен, поскольку не найден источник в бюджете, сообщил РБК управляющий директор СПбМТСБ Павел Строков. РБК направил запрос в Минфин, Минэнерго и РЖД о текущем статусе предложения.

Почему могла измениться схема отгрузки

В письме в антимонопольную службу Чирсков не указывает причин, по которым могла измениться схема отгрузки. Но в разговоре с РБК он заявил, что это может быть связано с приморской компанией «Приморгаз» (не имеет собственных АЗС), которая в 2019–2020 годы работала с трейдером «Симтэк». 21 июня 2021 года стало известно, что биржа временно отстранила «Симтэк» от торгов нефтепродуктами. По информации источников «Интерфакса», это было связано, с поставками в КНДР. Из Уссурийска поезда следуют до станции Хасан, единственного приграничного перехода России и КНДР.

«Симтэк» отстранен от биржевых торгов топливом «до выяснения обстоятельств, связанных с поставкой данным участником торгов биржевых товаров на территорию стран, в отношении которых применяются международные санкции, одобренные Российской Федерацией», говорилось в протоколе по итогам заседания совета секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ (его содержание приводил «Интерфакс»).

Согласно квотам, установленным последней резолюцией Совета Безопасности ООН, в КНДР может поставляться в год около 540 тыс. т сырой нефти по нефтепроводу из Китая и чуть больше 60 тыс. т нефтепродуктов из России, КНР и других стран. Президент биржи Алексей Рыбников сообщил РБК 13 июля, что запрет продолжает действовать. РБК направил запросы в «Симтэк» и «Приморгаз».