Власти потратили на создание гражданских самолетов ₽337 млрд за 10 лет

За последние 10 лет на создание российских гражданских самолетов из бюджета было выделено ₽337 млрд. Средства пошли на проекты Бе-200, Ту-204/214, Superjet 100 и МС-21. Но ни один из них до сих пор не добился успеха за рубежом

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

За последние 10 лет, с 2012-го по 2021 год включительно, на российское гражданское самолетостроение было потрачено из бюджета 336,8 млрд руб. Об этом в интервью РБК рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, который руководит этим ведомством как раз с 2012 года.

Эти средства выделены в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» и госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы».

По словам Манутрова, за счет бюджетных денег финансировались такие программы, как: самолет-амфибия Бе-200, региональный самолет Superjet, среднемагистральные Ту-204/214 и МС-21, проекты по разработке самолетов малой авиации (к примеру, «Байкал»). «Меры господдержки, которые реализовывались в этот [десятилетний] период, были направлены на снижение затрат лизинговых компаний на выплату процентов по кредитам, создание сети послепродажного обслуживания и т. п.» — сказал он.

По мнению министра, об эффективности использования вложенных средств, говорит, например, экспозиция российских самолетов на выставках МАКС в Жуковском и Dubai Airshow в 2021 году. Там демонстрировались, в частности, несколько прототипов МС-21 и новая VIP-версия Superjet — Aurus Business Jet. «Гражданский сегмент был представлен там на очень достойном уровне», — считает глава Минпромторга. Ранее он говорил РБК, что этот бизнес-джет по совокупности летно-технических характеристик, размерности пассажирского салона, цены и стоимости эксплуатации — «абсолютно конкурентоспособный продукт в своем сегменте».

Но госпрограмма «Развитие авиационной промышленности» изначально предполагала «формирование глобально конкурентоспособной самолетостроительной отрасли мирового уровня». Пока же результатами гражданского авиапрома пользуются преимущественно российские авиакомпании с госучастием. В парке основного оператора Superjet — группы «Аэрофлот» — 76 самолетов этого типа, по данным Росавиации на середину декабря 2021 года. Самолеты, МС-21, по заявлению Мантурова, начнут перевозить пассажиров в 2022 году (тоже в группе «Аэрофлот»), на шесть лет позже, чем предполагалось на старте этой программы.