WSJ узнала подробности антимонопольного иска к Google

Как утверждается в иске, комиссия Google на рекламные сделки в разы выше, чем у конкурентов. На американском рынке Google забирает себе от 22 до 42% рекламных расходов, проходящих через платформы компании

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Группа генпрокуроров американских штатов подала иск к Google, обвинив компанию в незаконной монополизации рынка цифровой рекламы. По их информации, Google забирает себе от 22 до 42% рекламных расходов, проходящих через платформы компании. Подробности иска узнала The Wall Street Journal.

Штаты, поддержавшие иск, заявили, что доля, которую получает Google от каждой рекламной сделки, обычно в два-четыре раза превышает комиссию конкурирующих цифровых бирж. Мелкие рекламодатели вынуждены платить еще больше.

В иске утверждается, что компания использовала особые стратегии, чтобы «заблокировать» сторонних издателей и рекламодателей. Это помогло Google получить более 80% заказов, размещаемых на ее бирже. В иске упоминаются программы с кодовыми названиями Bell, Elmo и Poirot, которые помогли Google увеличить продажи на сумму более $1 млрд.

Штаты, которые судятся с Google, также заявили, что Google ограничивает возможности веб-сайтов по показу рекламы.

Из-за стратегии Google вырастает стоимость рекламы, а вслед за этим покупатели вынуждены больше платить за товар. Кроме того, компания подавляет конкуренцию, ограничивая возможности сторонних площадок цифровой рекламы. В иске упоминаются документы Google, в которых говорится, что компания обслужила 75% всех показов онлайн-рекламы в США в третьем квартале 2018 года.

В ходе внутренних дискуссий о контекстно-медийной сети Google, как заявлено в иске, руководители компании якобы сказали, что ее рекламные сети зарабатывают «очень много денег» на комиссионных просто потому, что компания может себе это позволить.

Иск, к которому присоединились 16 штатов, возглавляет Техас. Генеральный прокурор Техаса Кен Пакстон заявил, что внутренние сообщения Google показывают, что он не может оправдать свои рекламные сборы. «Только монополист может взимать ставки, которые вдвое превышают ставки его конкурентов, и при этом увеличивать свою долю на рынке», — сказал он.

WSJ пишет, что с появлением конкурирующих онлайн-аукционов, на которых рекламодатели и издатели веб-сайтов покупают и продают рекламное пространство, Google начал опасаться, что маржинальность компании в этой сфере упадет до «примерно 5%». Тогда Google стал стремиться внушить издателям веб-сайтов, что пользование сторонними рекламными биржами создаст чрезмерную загрузку на серверы. Google также заключил договоренности с Facebook, по которым Facebook получил доступ к некоторым секторам интернет-рекламы, а Google сохранял лидирующие позиции на рынке. Компании договорились совместно управлять онлайн-аукционами, где распределяются заказы на рекламу.

Компания также использует технологию AMP, она позволяет сайтам работать быстрее, но, согласно жалобе, создана, чтобы создать преимущество для рекламных сервисов Google. В самой компании заявили, что претензии в отношении AMP в иске ложны.

В декабре 2020 года стало известно, что генеральный прокурор Техаса Кен Пакстон от имени десяти американских штатов подал коллективный иск к Google, обвинив ее в нарушениях антимонопольного законодательства. В частности, компанию обвинили в антиконкурентных соглашениях с Facebook, введении пользователей в заблуждение и препятствовании честной конкуренции. «Google — это монополия стоимостью триллион долларов, которая нагло злоупотребляет своей властью. Компания склоняет руководство Facebook соглашаться на договорную схему, которая подрывает саму суть конкурентного процесса. Google, по сути, торгует инсайдерской информацией. Здесь работает не свободный рынок. Если бы это было игрой в бейсбол, то Google выступала бы и питчером, и отбивающим, и судьей. Это противоречит законам штата и федеральному закону», — заявил Пакстон. Представитель Google Джули Макалистер сообщила, что заявления Пакстона безосновательны.