В Китае зреет новая угроза — всей мировой экономике

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Проблемы крупнейшего китайского застройщика Evergrande недавно обсуждал весь мир. Аналитики прогнозировали мощнейший экономический кризис. Теперь заговорили об энергетическом. В КНР не хватает электричества, заводы встали, приходится экономить на отоплении. Чем это грозит России и другим государствам — выяснило РИА Новости.

Энергетический коллапс

Более чем в десяти провинциях Китая, включая промышленные центры, перебои с электроэнергией. Остановились многие предприятия, в том числе поставляющие компоненты Tesla, Samsung и Apple.

Отключают отопление, на улицах не работают светофоры. Жителей просят не пользоваться бойлерами и микроволновками в часы пик.

Проблемы с электричеством в КНР — с лета. В июле из-за аномальной жары энергопотребление было рекордным. Теперь, с приближением холодов, Министерство энергетики распорядилось, чтобы поставщики угля и газа готовились к зимнему скачку.

Однако с топливом сложности. Голубое — влетает в копеечку. Твердое — найти непросто. А ведь китайская экономика по-прежнему заложник угля, обеспечивающего более 55 процентов энергогенерации.

С важным поставщиком, Австралией, разругались после того, как Канберра обвинила Пекин в «сокрытии достоверных сведений» о коронавирусе. В результате импорт угля сократился. С января по август в страну ввезли 198 миллионов тонн — на десять процентов меньше, чем за тот же период прошлого года.

Новых партнеров ищут по всему миру. Так, юго-восточная провинция Чжэцзян возобновила поставки по железной дороге из Казахстана, но это в разы дороже, чем по морю. Даже впервые приобрели уголь в США.

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Топлива не хватает и Индии. Там на уголь приходится более 70 процентов электрогенерации.

Китай при этом активно сокращает выбросы парниковых газов. Си Цзиньпин в онлайн-выступлении на сессии Генеральной ассамблеи ООН заявил, что в стране больше не собираются строить угольные электростанции.

«КНР страдает от дефицита электроэнергии на фоне новой зеленой политики властей — цены на сырье и электричество выросли и нестабильны, — отмечает Иван Белкин, генеральный директор компании ООО «Лэйбл Хоум Инк». — Положение серьезное. Многие бренды приостанавливают производство, экономят даже на кондиционерах в цехах и офисах».

А далее — по всему миру

Совсем недавно аналитики активно обсуждали кризис крупнейшей китайской строительной компании Evergrande, оказавшейся из-за огромных долгов на грани дефолта.

Теперь оценивают риски из-за энергетических проблем. По данным Goldman Sachs, это затронуло почти половину китайской индустрии. Поэтому прогноз роста ВВП в 2021-м снизили с 8,2 до 7,2 процента.

В Bank of America предсказывают 7,7, но в 2022-м — всего четыре.

В британской Russell Group, занимающейся моделированием и анализом рисков, подсчитали, что ограничение энергопотребления в Китае нарушило глобальные товарные потоки на сумму 120 миллиардов долларов. Больше всего это сказалось на микросхемах, которых до сих пор не хватает на мировом рынке. А они необходимы при производстве автомобилей, гаджетов, компьютеров.

Пострадали сегмент бытовой электроники и легкая промышленность. Компании сейчас торопятся сделать запасы товаров перед новогодними распродажами, и это им очень некстати.

Китай бурно развивается с 1980-х. Однако в последние годы темпы роста сокращаются. «Перебои с электроэнергией, долговой кризис в строительной отрасли, вспышка дельта-штамма — все это приводит к замедлению производства, закрытию предприятий», — говорит главный экономист информационно-аналитического центра «ТелеТрейд» Марк Гойхман.

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

При этом КНР — один из крупнейших потребителей сырья и экспортеров самых разнообразных товаров, в том числе продовольствия.

«Повышение цен на энергоносители в Китае стимулирует их общее удорожание. Это не только подхлестывает мировую инфляцию, но и способствует снижению рентабельности и торможению экономики в других странах — в частности, в Европе», — продолжает эксперт.

Возникают немалые риски для банковского сектора, рынков ценных бумаг и капитала.

России китайские проблемы сулят дополнительное усиление внутренней инфляции. Экономический рост замедлится из-за уменьшения экспорта энергоносителей при сокращении производства. А негатив на финансовых рынках ударит по спросу на рисковые активы — в том числе нефтяные фьючерсы и рубль.

Но у всего есть и обратная сторона. Трудности в Китае могут способствовать появлению других иностранных контрагентов, рынков, возможностей.

«Стоит обратить внимание и на собственное производство. Где есть спрос — будет предложение. Главное — обеспечить его и развить», — рассуждает Иван Белкин.

В данный момент Китай активно закупает российское электричество. Поэтому важно поддержать эту отрасль, создать для нее более благоприятные условия.

Как отмечают аналитики, многое зависит от расторопности китайских властей. В их арсенале немало проверенных и эффективных инструментов: стимулирование реального сектора, финансовая помощь банкам, повышение спроса на недвижимость за счет ипотеки.

Остается надеяться, что кризис удастся купировать в будущем году. Иначе пострадает вся мировая экономика.