Валиева – змейка, заманившая в террариум судей и людей

«Новости дня» цифровой журнал о политике, финансах и недвижимости

Пятнадцатилетняя Камила Валиева одержала первую победу в карьере на Гран-при, установив два мировых рекорда и получив высоченные баллы за компоненты. Анатолий Самохвалов объясняет всё происходящее магией российской фигуристки.

Валиева из тех редких змеек (отсыл к ее образу в произвольной программе), которых террариум единомышленников, как именуют себя сами российские тренеры, принимает еще совсем юными и наивными. Летом 2020 года президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) Александр Горшков сказал мне, что Валиева, 13-летняя юниорка, пропустит контрольные прокаты юниорской сборной и выступит сразу на взрослых. Многим показалось, что ее уже «назначают» олимпийской чемпионкой 2022 года.

Но федерация куда хитрее и циничнее, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, ее руководство, немолодое и прожженное в ставочной игре (не путать с букмекерской), неофициально планирует свои олимпийские медали загодя. Кто будет их добывать, для боссов не имеет значения. Их дело – запустить змей в террариум (уже для спортсменок) и наблюдать, чтобы те не передушили друг друга раньше времени. Конкуренция должна быть под контролем.

Пандемия, закрывшая наше фигурное катание от остального мира в прошлом сезоне, добавила ценности внутрироссийским стартам. На них Валиева получала тот опыт, который она заслужила и неприкрытым до неприличия талантом, и результатами. Писать о Валиевой приходилось уже тогда, когда ее и представить на бумаге толком было нельзя. «Чемпионка России среди фигуристок старшего возраста юношеской группы» — это как-то коряво и несолидно.

Когда она добралась до нормальных юниорских стартов, то сразу выиграла все. Жалила соперниц своим смущенным, но металлическим видом. Те получали порцию яда прямо на черных резиновых настилах, ведущих к калитке для выхода на лед. Камила вытягивалась в струнку и делала резкие разминочные движения руками в стороны и вверх-вниз, а, ступая на лед, становилась самой невесомостью. Ее подпрыжки во время «Шторма» (короткая программа на музыку Эрика Рэдфорда) – лучшее тому доказательство.

Именно за магию невесомости судьи и ставят оценки, которые критики Валиевой считают завышенными и неоправданными. Просто арбитры, пораженные Валиевой с близкого расстояния, отсчитывают свои 9,50 и 9,75 как коллекционеры живописи средства на аукционе Sotheby’s. Кто-то пытается сразу крыть «десяткой», но на него, правда, пока косо смотрят те, у кого «десятки» припасены на начало следующего года.

Магия Валиевой столь стремительна, что судьи рассовывают баллы по композициям, интерпретациям и презентациям будто случайный куш по карманам. Быстрее, неважно куда и как. Лишь бы девятка, пускай и помятая, где-то даже авансом, но каждый считает за честь потранжирить наделенными возможностями.

Валиева объединяет судей. Вражеский лагерь против дружественного, Восточная Европа против Западной. Войны прекращаются, когда на льду Камила. Не стоит удивляться ее высоким компонентам, человек им подвластен. Даже не стоит их объяснять словами, искать правила в талмуде ISU или соваться в них с арифметикой. Валиева просто неосознанно колдует.

Я жду ее гипнотический взгляд в «Болеро». Как у Плисецкой или Вишневой. Но она не знает, как его сделать. Не нацеливается у нее фокус, слишком наивны ее глаза. Однако когда ее змея начинает расползаться по льду, мы сидим как вкопанные и не знаем, куда бежать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.